История развития информационных технологий в электросвязи Воронежской области

 1994 – 1996 годы. Период зрелости

 Самые интересные события этого периода:
  • Внедрение «малой» техники на предприятиях связи. Использование персональных ЭВМ для решения локальных задач и в составе телекоммуникационной сети ИВЦ;
  • Разработка прикладного программного обеспечения для ПЭВМ;
  • Разработка локальной версии АСКРМ для ПЭВМ;
  • Начало работ с промышленными базами данных (БД);
  • Создание Центра по работе с клиентами;
  • Внедрение системы повременного учёта стоимости местных соединений (СПУС) на АТС и замена междугородной телефонной станции;
  • Преобразование технического отдела в Отдел информатики и научно-технического развития;
  • Подготовка 2-й модернизации ИВЦ.

 

 Первые ПЭВМ ИСКРА-1030 и ЕС-1842 появились на ИВЦ в составе системы телеобработки данных, работали в среде операционной системы DOS и применялись для отработки взаимодействия с главной ЭВМ ЕС-1046 в качестве терминальных устройств и для обмена файлами. Впоследствии приобретались более надёжные и производительные ПЭВМ на базе IBM PC/XT-Turbo и IBM PC/AT 286/386. В конце концов, эти компьютеры стали основными элементами локальных вычислительных сетей (ЛВС) предприятий, в том числе и в районах области. Они же использовались для решения локальных задач, для чего было разработано специальное программное обеспечение:
 для ГТС:
  • Автоматизированная система линейно-кабельного хозяйства (АСЛКХ)  ГТС (18.08.1993г.);
  • Автоматизированная система обзвона абонентов-задолжников за услуги связи (27.07.1995г.);
 для УФПСУправление федеральной почтовой связи
  • Комплекс ПО «Оперативный учёт пробега автомобилей, износа шин и аккумуляторов» для техотдела Автобазы (01.02.1993г.);
  • «Автоматизированное формирование карточки работы водителя для расчёта зарплаты» для планового отдела Автобазы (01.02.1993г.);
 для РУЭСРайонный Узел электрической связи
  • АРМ оператора по приёму оплат от населения;
  • АРМ телефонистки по приёму МТР в кредит (23.10.1994г.);
  • Пакет прикладных программ ведения складского учета на ПЭВМ (16.03.1995г.).
 С появлением ОС Windows и продуктов Microsoft Office ПЭВМ стали использоваться для документооборота, кадрового учёта, расчёта зарплаты, хранения локальной информации и многих других задач.
 Для подготовки входной биллинговой информации, формирования простейших отчётов и ведения НСИ на ПЭВМ, специалистами ИВЦ была разработана модернизированная система – АСКРМ. Её особенностью была удалённая модемная работа с главной ЭВМ в рамках системы телеобработки с использованием ПО «Рубин» и среды виртуальных машин.
 В это же время на главной ЭВМ начались пилотные работы с промышленными базами данных ТРИАДА, затем ADABAS, освоение инструментов проектирования информационных объектов и работы с БД. Приобретённый опыт позволил начать перевод главной информационной системы АСКР с технологии обработки линейных файлов в среду БД.
 Важное событие в ОАО «Воронежсвязьинформ» произошло 26 мая 1994 года. В этот день на общем собрании акционеров «…в целях стабилизации финансового положения ОАО и для более оперативной работы с клиентурой…» было принято решение о создании Центра по работе с клиентами. 27.10.1994г. ЦРК был официально зарегистрирован в качестве филиала АООТ «Воронежсвязьинформ». Присоединив с 1 января 1995 года объединённую расчётную группу, это новое предприятие во главе с молодым энергичным директором Людмилой Борисовной Ермолаевой (Люминарской) взяло на себя оказание услуг и взаимодействие с абонентами телефонной сети Оказание всего спектра услуг произошло только в 2004 году с присоединением абонотдела горрадиоузла. «Основной целью деятельности ЦРК является повышение доходов Общества через оптимизацию взаимоотношений Общества и клиентуры в сфере предоставления услуг электрической связи, улучшение качества предоставляемых услуг и осуществление маркетинга»из Положения о ЦРК. Основной информационной системой нового предприятия стал комплекс АСКР. Вот так выглядел в то время извещение-счёт за услуги связи для населения

 

Извещение-счёт за услуги связи

 

.
 Тем временем продолжается бурное развитие средств связи, как междугородной, так и местной. В 1994г. Министерством связи России была утверждена опытная зона внедрения СПУС. В этой зоне оказалась и Воронежская область. Особенностью этой системы было накопление информации о соединениях по каждому телефону на специальных счётчиках в составе оборудования СПУС на АТС, что на первых порах вызывало многочисленные жалобы населения из-за невозможности визуально контролировать накопленный за расчётный период объём соединений, в отличие, например, от электросчётчиков, установленных в квартире/доме. Первыми на СПУС в начале 1995г. были переведены АТС-73,77,78 г. Воронежа и АТС г. Нововоронежа. С этого момента на ИВЦ началась обработка информации счётчиков СПУС. Макет первой квитанции-счёта за услуги связи со СПУС:

 

1995 Макет первой квитанции со СПУС

 

.
 В 1995 году по контракту с фирмой «Эриксон Никола Тесла» (Хорватия) была приобретена и введена в эксплуатацию цифровая междугородная станция нового поколения AXE-10, которая заменила физически и морально устаревшую АМТС-3. Первоначально информация с новой станции на ИВЦ поступала на магнитных лентах, но с развитием современных сетей стала передаваться по сетевым каналам.
 Быстрое увеличение объёмов информации в связи с внедрением цифровых технологий (СПУС, AXE-10 и др.), увеличение количества технологических процессов, необходимость перевода ПО на новые платформы, заметная перегрузка и недостаточная надёжность главной ЭВМ ЕС-1046 заставило руководство ИВЦ задуматься о своевременной модернизации своих вычислительных ресурсов. Было очевидно, что на традиционных ЕС ЭВМ обработать всю информацию и обеспечить задел на будущее уже невозможно. Поэтому руководство ИВЦ срочно ищет эффективного поставщика мощного зарубежного оборудования и программного обеспечения, совместимого с уже эксплуатируемым и находящемся в разработке прикладным ПО.
 В 1995г. Н.В. Палаткин устанавливает контакты с руководством АОЗТ «ЕС-Лизинг», реализующим компактные высокопроизводительные ЕС ЭВМ новой архитектуры с использованием зарубежных компонентов. Ведущие специалисты «ЕС-Лизинг» в течение года несколько раз приезжают в Воронеж для разработки и согласования проекта модернизации. Однако эти привлекательные ЭВМ в необходимой для ИВЦ конфигурации оказываются слишком дорогими для бюджета ИВЦ и «Воронежсвязьинформ» преддефолтной 2-й половины 90-х, и поиски продолжаются.
 Становится очевидным, что по параметрам «цена-производительность» выгоднее приобрести зарубежное б/у оборудование, чем новое российское, и Палаткин выходит на АО «ТехноСерв А/С», ведущего системного интегратора России, в арсенале которого имеется весь спектр необходимого оборудования и программного обеспечения. Это было началом многолетнего плодотворного сотрудничества ОАО «Воронежсвязьинформ» и АО «ТехноСерв А/С» в развитии информационных технологий электросвязи. В 2000-е годы это сотрудничество наследовало ОАО «ЦентрТелеком», а затем и Ростелеком.
 Однако вернёмся в 1996 год. В течение этого года прорабатываются все детали спецификации, решаются вопросы финансирования и поставки, определяются сроки выполнения работ.
 И вдруг в этот момент происходит событие, разделившее всю историю предприятия и коллектива ИВЦ на две половины, о которых можно говорить: «до» и «после». Речь идёт о расформировании ИВЦ и присоединении его отделов к ЦРК. Важность этого события трудно переоценить, т.к. оно полностью изменило направление развития информационных технологий в обществе, и здесь необходимо сделать небольшое отступление, и пояснить сложившуюся на тот момент ситуацию.
 К такому шагу, т.е. к объединению с ЦРК, были и объективные и субъективные предпосылки. С образованием ЦРК, на котором замкнулись вопросы оказания услуг в г. Воронеже от имени всего общества, необходимо было сосредоточить вектор развития ИТ в направлении автоматизации взаимодействия с клиентурой, расширения функционала и создания комфортных условий работы всё более многочисленному персоналу ЦРК. Руководство же ИВЦ, и прежде всего его директор, совсем по-другому представляли себе предназначение своего, уже развитого и мощного предприятия. Оно виделось в наращивании технического потенциала ИВЦ, развитии внешних связей с ведущими интеграторами страны и зарубежными партнёрами, захвате лидирующих позиций в ИТ отрасли связи наряду с ведущими московскими предприятиями ММТОАО «Московский междугородный и международный телефон», впоследствии основа ОАО «Ростелеком» и Центральным Телеграфом, в качестве ведущего «нестоличного» ИВЦ связи России, что способствовало бы усилению конкуренции в области ИТ в отрасли, созданию собственных (российских) высокотехнологичных продуктов мирового уровня. Не случайно в структуре ИВЦ в начале 90-х появляется должность заместителя директора по внешне-экономическим связям, на которой весьма эффективно работал один их опытнейших сотрудников Борис Васильевич Котов. В организации массовых и рекламных мероприятий ему эффективно помогал заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам Владимир Васильевич Коржов. И в последние годы существования ИВЦ, после проведённых им общероссийских семинаров по современным технологиям, было заметно, как многие аналогичные предприятия отрасли в областях России, по примеру нашего ИВЦ, взяли курс на интенсивное развитие.
 Однако руководство «Воронежсвязьинформ» считало, что ИВЦ от этого внешнего развития необходимо окончательно «приземлить» на решение текущих, более узких, но насущных задач общества. Вскоре аналогичные процессы начались и в других областях России. Кстати сейчас, спустя много лет, отчётливо видны последствия этого «приземления» ИТ в отрасли на примере Ростелекома, с лёгкостью объединившего огромные ресурсы проводной электросвязи всей страны, но в сфере информационных технологий за 5 лет (на 2015 год) практически не продвинувшегося вперёд даже в объединении своих информационных систем, создании единого биллинга, переходу на ПО с открытым кодом и т.д. и т.п. И по-прежнему, как и много лет назад, вынужденного платить огромные деньги за разработку и использование программного обеспечения, в том числе, и в значительной части, зарубежным компаниям. Потому что своих ИТ-специалистов сначала «приземлили», а потом и вовсе выдавили. И высокотехнологичная (в прошлом) компания на глазах вырождается в банальный интернет-магазин чужих технологий.
 Однако снова вернёмся к концу 1996 года и посмотрим информационную справку к очередному пресс-релизу об услугах ИВЦ, последнему в истории этого замечательного предприятия.
 В это время на ИВЦ проводились оргмероприятия по завершению его деятельности. Руководители ИВЦ старались заранее подготовить большой, сплочённый и амбициозный коллектив к безболезненному переходу в состав ЦРК. Для подавляющего большинства сотрудников это был большой стресс. Директор ИВЦ Н.В. Палаткин подал заявление на увольнение, и прежний ИВЦ практически перестал существовать.
 В заключение этой главы необходимо сказать слова благодарности двум руководителям ВОПТУС/АООТ/ОАО «Воронежсвязьинформ»: главному инженеру (в то время) Хаустовичу Александру Владимировичу и заместителю начальника по радио и телевидению Явтуховскому Виталию Николаевичу. Долгие годы они являлись руководителями и кураторами отдела АСУ и ИВЦ и внесли неоценимый вклад в развитие ИТ в отрасли. Особо следует отметить постоянную поддержку со стороны А.В. Хаустовича, его инновационные взгляды, обширные технические знания и человеческие качества (например, требовательность и в то же время доступность и умение, в интересах дела, просто и на равных общаться с подчинёнными специалистами).

 

< Предыдущая старница... Следующая страница >