История развития информационных технологий
в электросвязи Воронежской области

 История деятельности отдела АСУ

 В этом разделе портала мы расскажем о зарождении и развитии информационных технологий (ИТ), информационных систем (ИС), биллинга услуг связи, о первых ЭВМ в Воронежском областном производственно-техническом управлении связи (ВОПТУС),
и конечно – о людях, замечательных энтузиастах своего дела, благодаря которым воронежские связисты многие годы занимали лидирующие позиции в области информационных технологий связи.
 В материалах раздела в основном приведена история деятельности одного из подразделений ВОПТУС – отдела АСУ (Автоматизированных систем управления), который в течение своего жизненного цикла много раз трансформировался в различные организационные формы (отдел, центр, группа отделов в составе предприятия и т.п.), но неизменно сохранял и развивал главное – команду, высококвалифицированный коллектив единомышленников. В разное время в этом подразделении работали одни из лучших специалистов г. Воронежа, аспиранты и кандидаты наук. Некоторые из них продолжили свою деятельность в ведущих компаниях страны и за рубежом: IBM, Amdocs, ТехноСерв А/С, Сбербанк РФ и др. Часть этой замечательной команды продолжает работать в Воронежском филиале ПАО «Ростелеком» и на момент создания материала (2015 год).
 История автоматизации информационных процессов значительно короче истории развития, например, средств связи. Тем более интересна и удивительна ошеломляющая поступь компьютерных технологий, кардинально изменивших жизнь нашего общества и каждого человека буквально на глазах одного поколения, в том числе, и в первую очередь, в сфере связи и коммуникаций.
 В наш век бурного развития информации, информационных технологий, электронных коммуникаций, всё возрастающей доступности любой информации, трудно себе представить, что всего лишь три десятка лет назад у воронежских связистов ничего этого вообще не было…

 C чего всё начиналось

 К середине 80-х годов прошлого века в Воронеже уже функционировали несколько солидных ведомственных и заводских вычислительных центров, решавших локальные задачи автоматизации своих предприятий.
 Сфера услуг в этом процессе заметно отставала. Не было ЭВМ. Процветали так называемые чековые книжки, своя на каждую услугу (газ, свет, вода, телефон). Оплачивать услуги приходилось в офисах поставщиков услуг. При этом тарификация и расчёты за услуги производилась операторами вручную, в лучшем случае с помощью примитивных калькуляторов. Результаты отражались в картонных карточках абонентов и их чековых книжках. Всё это делалось крайне медленно, с большими трудозатратами, с ошибками и т.п.
 Руководством города и области вместе с поставщиками основных услуг предпринимались попытки создания единого платёжного документа для удобства населения, однако слабая, разрозненная информационно-вычислительная инфраструктура, отсутствие баз данных, ведомственная разобщённость, трудоёмкость и другие факторы так и не позволили это сделать.
Замечание автора

Необходимо признать, что даже на момент публикации этого материала (2015 год) задача создания единого документа оплаты всех услуг в полной мере так и не решена!

Скрыть
 Быстрыми темпами развивалась инфраструктура связи. В областном центре и в районах области вводились в строй крупные АТСАвтоматическая телефонная станция, открывались новые отделения телеграфной, телефонной и почтовой связи, развивались предприятия связи: ГТСГородская телефонная сеть, МТТСМеждугородняя телефонно-телеграфная станция, почтамт, радиоузел, РУСРайонные узлы связи. Перед руководством ВОПТУС, объединявшего под своим началом все предприятия связи области, встала проблема обслуживания быстро увеличивающейся армии абонентов. Стало ясно, что без биллинга услуг, автоматизации обслуживания и других технологических процессов дальше жить нельзя.

 С кого всё начиналось

 В середине 80-х немногочисленному техническому отделу (ТО) ВОПТУС во главе
c В.Н. Василенко была поставлена приоритетная задача в кратчайшие сроки обеспечить внедрение современной автоматизированной системы учёта и расчётов за услуги связи, дать предложения по формированию новой структуры взаимодействия с клиентами и абонентами. В целом же для решения задачи необходимо было обосновать и добиться поставки универсальной ЭВМ, найти и приобрести современную автоматизированную систему расчётов за услуги, создать необходимые подразделения: единую расчётную службу и отдел обработки информации на ЭВМ, наладить работу подразделений-поставщиков информации. Всё это было невероятно трудно.
 Самое активное участие в этих процессах приняли сотрудники ТО Василенко В.Н. и Калашник В.В., а также другие руководители и работники связи. Но ключевую роль, безусловно, сыграл молодой, талантливый и энергичный сотрудник ТО Николай Владимирович Палаткин. Несмотря на молодость, за его плечами уже был солидный опыт создания и руководства подразделениями по эксплуатации вычислительной техники и обработки информации. Именно ему в очень короткие сроки удалось организовать и возглавить базовую структуру автоматизации – отдел Автоматизированных систем управления ВОПТУС в составе высококвалифицированных инженеров (технологов, постановщиков, программистов, электронщиков) и операторов, создать необходимую производственную базу: ЭВМ ЕС-1022 с периферийным оборудованием, оборудование подготовки данных, системы питания, кондиционирования и др., использовать передовое системное и прикладное программное обеспечение (ПО). Параллельно создавалась инфраструктура работы с населением. Всё это было сделано в течение 1986-89гг.

 

Следующая страница >